Кот Сева объясняет современное искусство


Часто современное искусство критикуют за его сложность, а сопроводительные тексты к работам обвиняют в излишней заумности. Художники бесконечно что-то исследуют, за самой лаконичной работой могут стоять огромные пласты смыслов и текстов, и у неподготовленного зрителя не всегда есть шанс проникнуть в суть работы.

Вместе с котом Севой мы решили воспроизвести некоторые знаковые перформансы, инсталляции, фотографии и картины для того, чтобы они стали ближе и понятнее зрителю.

«1 и 3 стула»

⎯ Джозеф Кошут ⎯

Произведение относится к направлению концептуального искусства — это означает, что идея здесь важнее ее физического выражения. Работа впервые была показа 1965 году, произведение состоит из трех объектов: стула, его изображения и определения слова «стул» из словаря. В зависимости от места экспозиции стулья могут быть разными, как и их изображения, неизменным остается только расположение предметов. Что здесь настоящее, сам объект или представление о нем? Существует ли одно без другого? Можно поразмышлять об этом, разглядывая стулья или еще один вариант этой работы: «Один и три Севы».

Что почитать: Джозеф Кошут «Искусство после философии»

«Ритм 0»

⎯ Марина Абрамович ⎯

Перформанс, показанный в 1974 году, в котором художница решила полностью довериться зрителям. Абрамович разложила перед собой тщательно отобранные предметы, среди которых были и те, которыми можно было ее убить. Она безучастно стояла и позволяла публике на протяжении шести часов мучить ее при помощи любого из предметов. Спустя три часа ее одежда была срезана, на теле появились порезы, а под конец к голове было приставлено дуло пистолета. Так художница исследовала предел человеческой жестокости в условиях отсутствия сопротивления.

Если Марина Абрамович работала с пассивно-агрессивной природой человека, то Севу интересует только пассивная. Во время нашей съемки перформер не собирался взаимодействовать со зрителем и после тщательного обнюхивания предметов улегся в безопасное местечко под столом.

Что почитать: Марина Абрамович «Пройти сквозь стены. Автобиография»Роузли Голдберг «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней»

«ТВ Будда»

⎯ Нам Джун Пайк ⎯

Одно из самых знаменитых произведений пионера видео- и медиаарта Пайка, впервые показанное в 1974 году. В оригинале перед экраном телевизора сидит Будда и видит в нем самого себя: на фигуру направлена камера, воспроизводящая изображение в режиме реального времени. В этой работе корейский художник сталкивает взгляды из прошлого и настоящего, противопоставляет восточное божество западным медиа и размывает различия между объектом и субъектом.

Мы заменили Будду на Севу, а телевизор на проектор, но это все еще похоже на противопоставление божественного современным технологиям.

Что почитать: Майкл Раш «Новые медиа в искусстве»Sook-Kyung Lee, Susanne Rennert, Nam June Paik

«Кот»

⎯ Энди Уорхол ⎯

Энди Уорхол помимо прочих заслуг известен как большой любитель котов, говорят, в какое-то время он даже жил вместе с 25 кошками в одной квартире. Для удобства он называл их всех одним именем: Сэм. В картине «Кот» Уорхол применил свою популярную методику размножения, с помощью которой художник одновременно цитировал и критиковал массовое производство.

Кот Сэм не так резонирует с актуальными событиями того времени, как изображение Мэрилин Монро, но зато его образ более универсален. Мы заменили кота Сэма на нашего современника Севу, который, несмотря на повторение техники тиражирования, остается совершенно уникальным котом.

Что почитать: Энди Уорхол «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)»Энди Уорхол, Пэт Хеккет «ПОПизм. Уорхоловские 60-е»

«Завернутый Рейхстаг»

⎯ Жанна Клод и Христо ⎯

В отличие от Энди Уорхола, основным принципом этих художников являются уникальность и кратковременность инсталляций. Жанна-Клод и Христо заворачивают предметы в упаковку, придавая им качества скульптуры. Иногда это может быть здание или побережье острова. Одну из самых знаменитых работ, «Завернутый Рейхстаг», вживую можно было увидеть в Берлине на протяжении 14 дней летом 1995 года. Помимо эстетической составляющей важный аспект этой работы — способность художников убедить в целесообразности проекта депутатов немецкого парламента.

Севу убеждать ни в чем не пришлось, он был ряд спрятаться за тканью от надоедливых людей, которые весь последний час что-то от него хотели. Хотя стоит признать, что и без упаковки Сева похож на скульптуру.

Что почитать: Перевод интервью с Христо и Жанной-Клод, Журнал Дискурс

«Сандра Бенетт, 12 лет, Колорадо»

⎯ Ричард Аведон ⎯

Американский модный фотограф и портретист выработал свой собственный узнаваемый стиль и вошел в историю как человек, чье творчество стерло линию между искусством и коммерческой фотографией. Его работы можно увидеть во всех самых известных рекламных кампаниях в истории Америки. По нашей работе очевидно, что Сева (2 года, Москва) легко мог бы стать лицом (мордахой) какого-нибудь очень дорогого бренда. Коммерческие предложения можно направлять сюда.

Что почитать: Сьюзан Сонтаг «О фотографии»

«Моя Кровать»

⎯ Трейси Эмин ⎯

В 1998 году художница выставила в музее собственную кровать, в которой провела несколько тяжелых дней во время приступа депрессии. В своих работах Эмин часто демонстрировала личные проблемы, а «Кровать» называют апогеем этой серии откровений. У некоторых зрителей работа вызвала отвращение, но это не смутило коллекционера, который приобрел ее за 150 тысяч фунтов. Сейчас стоимость работы — несколько миллионов долларов.

Мы сфотографировали Севину лежанку, пока он отошел по своим делам, и обнаружили там остатки сухого корма, наполнителя для туалета и даже сигарету. Демонстрируя эти предметы повседневности, Сева показывает зрителям свою вывернутую наизнанку уязвимость.

Что почитать: Джулиан Сталлабрасс «Высокое искусство, версия облегченная. Взлет и падение брит-арта 90-х»Tracey Emin Strangeland

«Панк молебен»

⎯ Pussy Riot ⎯

Балаклава участниц панк-группы стала олицетворением протеста. Во времена расцвета для своих выступлений Pussy Riot не стеснялись выбирать самые людные и неоднозначные площадки. В самой известной акции, панк-молебне, Pussy Riot поднялись на амвон Храма Христа Спасителя и исполнили строчку из песни «Богородица, Путина прогони». Последующая реакция общества и приговор девушкам показали изменчивую границу между теократическим и светским государством и необходимость пересмотреть взгляд на искусство и его автономность от власти.

Сева примеряет на себя образ бунтующей киски пока только на фото. Мы можем только догадываться, против чего он выступает. Возможно, он обнаружил коррупционную связь между производителем корма и ветклиникой?

Что почитать: Елена Петровская «Pussy Riot: от интервенции к поступку»Медиаудар. Активистское искусство сегодня

«Без названия»

⎯ Пьер Юиг ⎯

В инсталляциях и фильме французского художника Пьера Юига участвовала собака по имени Человек, лапа которой была выкрашена в ярко-розовый цвет. По задумке художника пространство, в котором она находилась, было таким сверхъестественным «не местом» на стыке человеческой культуры и природы. Вместе с розовой лапой Сева как будто обрел новое знание, его взгляд явно устремлен в пространство, не доступное человеческому глазу.

Пьер Юиг подвергся критике и упрекам в неэтичном использовании животного в качестве части художественного проекта. Если говорить про Севу, то его это не смущает. Ему известно, что он и есть — произведение искусства.

Что почитать: Amelia Barikin Parallel Presents: The Art of Pierre Huyghe

фотографии: 1 – © 2019 Joseph Kosuth / Artists Rights Society (ARS), NewYork, Courtesy of the artist and Sean Kelly Gallery, New York, 3 – © 2018 Marina Abramović, courtesy of Sean Kelly Gallery/(ARS), New York, 5 – Nam June Paik, TV-Buddha, 1974. Collection Stedelijk Museum Amsterdam. Photo Stedelijk Museum Amsterdam, 7 – Andy Warhol / Private collection, 9 – Photo: Wolfgang Volz / © 1995 Christo, 11 – The Richard Avedon Foundation, 13 – Tracey Emin / Saatchi Gallery, 15 – Игорь Мухин / (CC BY-SA 3.0) / Wikipedia, 17 – Photo: Philippe Migeat / Centre Pompidou, обложка, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 – Анастасия Пожидаева.

Текст: Лариса Молоканова, Надя Чернякевич.

Фотографии Севы сняты на iPhone 11.