Герой
Конь Вереск
Время от времени мы выбираем домашнего зверя, фотографируем его, а люди, которым он близок, рассказывают о нём истории. Герой этой недели — конь по имени Вереск. Сейчас у него счастливая пенсия, он ест и гуляет вдоволь, но так было не всегда.
порода
Тракененская
Пол
Мужской
Возраст
28 лет
Характер
Спокойный
Ест
Сено
любит
Есть сено
валерия: Я всю жизнь болела лошадьми, буквально с детства. В 10 лет у меня была травма, компрессионный перелом позвоночника, из-за которой меня не взяли в конно-спортивную школу. Я любовалась лошадьми издалека. Когда мне исполнилось 25, я начала ходить на занятия верховой ездой у нас в Санкт-Петербурге. Тогда мы и познакомились с моим будущим конем.
Знакомство с лошадьми я начинала с иппотерапии — оздоровительной верховой езды. Она рассчитана на коррекцию различных особенностей всадника, в частности проблем со спиной. Грубо говоря, иппотерапия — это такая гимнастика с лошадью, только лошадь это не просто инструмент или тренажер, но еще и важный участник занятия, учитель.
Когда я достаточно окрепла, тренер предложил мне лошадь для индивидуальных тренировок. Так я и познакомилась с Вереском, бывшим спортивным конем, который был очень хорошо выезжен. Сначала я его совсем не понимала: когда приходила готовить Вереска перед тренировкой, он мог пытаться укусить или прогнать всадника. Но когда мы оказывались на манеже, Вереск превращался в очень внимательного коня, который прислушивался к моим командам. С ним я поняла, что верховая езда — это настоящая командная работа, где важно взаимодействие всадника и лошади. Это позволило нам побеждать на любительских соревнованиях в нашем конном клубе.
Постепенно годы брали свое, у Вереска начались проблемы с дыханием. Жарким летом 2018 года, когда температура постоянно держалась около 30 градусов, Вереск ложился, дышал с одышкой, ему стало тяжело ходить на занятиях и работать по несколько часов день. Лошади вообще плохо переносят жару. И я стала беспокоиться за его здоровье и благополучие: старой лошади, которая не может больше работать, не место в учебных конюшнях. Обычно владельцы конных прокатов либо продают таких лошадей занимающимся, либо, если лошадь очень дорого и сложно лечить, могут отправить на мясо. Конный спорт только со стороны может показаться мягким.
Спортивный конь
Вереск родился на Кировском конном заводе. Он принадлежит к древней немецкой породе — тракененской. Если посмотреть по базе всероссийского института коневодства, который ведет учет всех спортивных лошадей, его корни доходят 1870-х годов. Его прапрапрадедушка по папиной линии победил в олимпиаде, в командном спорте в 70-х годах. То есть сам по себе он очень крутой спортивный конь.
Его тренировали как лошадь, которая работает в выездке — виде спорта, когда всадник и лошадь под музыку выполняют очень красивые фигурные элементы езды. В выездке оцениваются не только красивые движения лошади и свободная посадка всадника, но и командная работа — то, как всадник и лошадь выглядят вместе. Когда я смотрю на старые фотографии Вереска с соревнований — передо мной настоящий спортивный конь.
Когда ему было 18, он получил травму на передних ногах, и, видимо, это послужило поводом для его продажи — конь стал слегка прихрамывать в результате срастания связок (но мне остается только догадываться об истинной причине). Таким образом, Вереск оказался на городской конюшне и стал там прокатной лошадью. Конь, который фактически уже был непригоден для спорта, еще много лет бегал под детьми и под взрослыми. Говорят, такие лошади — лучшие учителя для новичков. Собственно, там мы с ним и встретились.
Когда я поняла, что ему совсем плохо и его собираются списать на колбасу, я пошла к хозяйке конюшни и договорилась с ней, что я его выкуплю. Часто лошадям в таких случаях назначается цена по стоимости килограмма мяса. Но я была согласна на любую сумму. Хотелось, чтобы у Вереска была спокойная старость без бесконечных занятий с людьми, вдоволь еды и воды и собственный ветеринарный врач и коваль.
Лошадиная пенсия
Конюшню, на которой я занималась, закрыли, всех государственных лошадей постепенно разобрали в частные руки, чтобы никто не ушел на мясо. Я некоторое время подыскивала ему хорошее место, и теперь он обрел свой новый дом в конюшне в Петергофе. Там собрались владельцы пожилых лошадей с историей: кто-то работал в городе, кого-то тоже забрали занимающиеся. Пожилые лошади здесь отдыхают, получают должный уход и много гуляют. А когда к ним приезжают хозяева, то, если лошади позволены нагрузки, они занимаются вместе с людьми.
С лошадьми, которых выкупают из проката, есть проблема: они привыкли работать по четыре-пять часов в день. Потом ты их переводишь на пенсию, и известны случаи, когда лошади после этого быстро умирали. Буквально сгорали как спички. Это никому не понятный парадокс. Возможно, дело в том, что лошади в принципе плохо переносят переезд, на них может повлиять другая вода или перемены в рационе. И еще у них в таком спокойном состоянии начинают вылезать все болячки. Когда она бегает в прокате и не отдыхает толком, у нее, видимо, нет времени подумать, а потом — опа — и вылезают колики или еще что-то.
Когда я только купила Вереска, я почти сразу сделала ему операцию, у него были кровяные бородавки на шее. А потом у него начались проблемы с зубами. Дети очень любят давать лошадкам сахар. И вот после 10 лет поедания сахара у Вереска начались проблемы с зубами: кое-где их нет, а те, что есть, шатаются или непригодны для пережевывания твердой пищи. Наша ветеринар, когда его осмотрела в первый раз, удивилась: «А чем он вообще ест?» Нужно было перевести Вереска на специальный рацион. Мы запариваем ему каши пять раз в день, в которые добавляем витамины и подкормки, чтобы поддерживать его в нормальном весе. А еще он постоянно жует сено. Поэтому в плане содержания и ухода он особенная лошадь.
Почему в большинстве городских конюшен не лучшие условия для лошадей?
Лошадь — очень сложное создание в плане содержания. Все привыкли, что лошади, как правило, содержаться в конюшне, они проводят в деннике (отгороженное помещение в конюшне) по 20 часов, выходят иногда поработать, потренироваться и заходят обратно. С человеческой точки зрения кажется, что это хорошо, потому что лошади тепло, сухо, она накормлена. Но если посмотреть на природу лошади, то это очень социальное животное, они не просто так живут табунами. Лишая их свободы пережвижения и общения с сородичами, мы наносим очень большую психологическую травму животному.
Отсюда начинают появляться различные пороки, напримем медвежья качка. В интернете можно найти «смешные» видео — лошадь как будто танцует под музыку, покачиваясь из стороны в сторону. На самом деле это компенсация неудовлетворенности, нехватки движений. Так ведут себя многие животные, например, слоны и медведи, которые содержаться в неволе, и не имеют возможности нормально двигаться.
С физическим сосоянием тоже самое — лошадь степное животное, созданное таким образом, что двигаться ей нужно постоянно. В дикой природе они передвигаются практически все время, а отдыхают два-три часа в сутки. Лишение лошади этого свободного движения также отражается на ее состоянии. Страдает сердце, дыхание, ноги и т.д. Еще один аспект, это кормление — лошадь в дикой природе ест 16 часов в сутки. То есть практически все время. В городских прокатах у них едва ли есть такая возможность.
То что я описала, это еще не плохо. Некоторые лошади содержаться еще хуже. В парках часто можно встретить девочек подростков с лошадьми, так вот эти лошади могут жить даже в гаражах. Если лошадь рождается перспективной, то она сначала попадает в спорт. А в прокат животные попадают после спортивной карьеры. То есть они уже не в лучшем состоянии здоровья. Но это даже выгодно прокатчикам, потому что такая лошадь более спокойная. Она уже настолько измождена, что не будет особенно сопротивляться.
Как правило, деньги с проката лошадей не идут на улучшение условий жизни животного. Оно умрет и на его место купят другое, это бизнес. Или непригодная к прокату лошадь отправляется на мясо.
Анна Михайлова
Тренер центра «Светозар»
Преображение
Владение лошадью потребовало от меня определенного материального положения. Но я заранее знала, что буду покупать именно Вереска, я давно положила на него глаз. Не могу сказать, что это была любовь с первого взгляда. Скорее благодарность за то, что Вереск сделал за эти семь лет. Он научил меня видеть вещи под другим углом. Мне больше не нравятся мех или натуральная кожа. Я задумываюсь о многих вещах, о которых раньше и понятия не имела.
Я нашла официальную работу, которая позволяла бы мне иметь подушку безопасности, и беру очень много халтур. Содержание коня стоит в районе 13 тысяч в Санкт-Петербурге, в Москве это, наверное, немного подороже. Плюс отдельно оплачиваются подкормки и выезд ветеринара, коваль и многое другое. Я иногда шучу, что по стоимости содержание лошади можно сравнить с тремя большими собаками.
Но самое сложное не деньги, а время. К лошади нельзя просто приехать в конюшню, погладить и уехать, с ней нужно проводить каждый день по два-четыре часа. Жизнь любого человека сильно меняется с покупкой лошади. Потому что по факту она должна двигаться, ходить, что-то делать для того, чтобы оставаться в тонусе. И эта часть жизни с лошадью забирает много сил и ресурсов.
Когда мы впервые встретились с Вереском, он укусил меня за плечо. Это был мой первый опыт общения с лошадью. Только сейчас я начинаю понимать — в тот период его жизни он настолько уставал от городского проката, где он должен был ежедневно бегать, делать то, что он не хочет делать, что это травмировало его психику.
Мне нравилось его преображение, то, как он вел себя, когда я была рядом и мы вместе работали. С одной стороны, передо мной была пугливая лошадь, которая от любого хлопка могла убежать. Но в то же время, когда ты садился на этого коня и пытался с ним сделать что-то вместе, получалось стать единым целым. Он настолько хорошо был выезжен, пока был спортивным конем, что любая команда приводила к красивым результатам.
Сейчас мы уже настолько хорошо привыкли друг к другу, что он буквально понимает меня с полуслова. С тех пор как я его приобрела, наши отношения с ним поменялись, он стал очень спокойный, радуется мне, когда я прихожу, всегда встречает меня ржанием. И мы можем дойти до такого уровня общения, что, когда я снимаю с него все железо и мы идем рядом, я останавливаюсь и он останавливается. И как только я пойду, он тоже пойдет. Уровень нашей близости как у родственников, которые общаются каждый день. Это больше чем дружба.
Причем этот путь мы прошли от полного неприятия, когда он мог бить и кусать меня. Он и с другими занимающимися был не лучшим конем, часто мог нервно реагировать. А после того, как его выкупили, он превратился в доброго, мягкого, нежного пончика, которого все любят. И такое преображение случилось с ним за два года.
Иерархия у лошадей
Обычно лошадь ест овес, потому что это залог белка. Спортивные лошади могут есть еще какие-то дополнительные примеси для того, чтобы быть еще более активными. Но вообще у каждой лошади свой индивидуальный рацион. Особенность этих животных в том, что у них нет рвотного рефлекса. Поэтому проблемы с пищеварением — одно из самых страшных, что может произойти с лошадью, она может просто умереть от колик. То, что ест каждая лошадь, — это сено, оно должно быть в неограниченных количествах.
На городской конюшне у Вереска не было нормальной еды. В результате качество его жизни не было на должном уровне. Сейчас у него есть сено, которое он ест практически все время и в дополнение к этому пять раз в день получает отруби, в которых запаривается дополнительные гранулы с витаминами и минералами, чтобы на старости лет он получил больше полезных веществ.
Это нюансы, в которых нужно разбираться, если ты владеешь конем. Когда ты просто занимаешься, все очень просто — нужно поездить верхом, почистить лошадку, пообниматься с ней. Ты можешь отменить тренировку, если хочешь, можешь ее перенести. А вот когды ты становишься частным владельцем, ты не можешь отменить или перенести визит, тебя ждет лошадь, к которой ты должен приехать, посмотреть на нее, поработать, покормить, полечить, почистить, помыть, потом помыть все ее вещи, после поехать купить то, чего не достает. В общем, нести полную ответственность.
Читайте также
У каждой лошади свой психотип, все они очень разные. Есть лошади, которые любят еду и за еду могут делать какие-то фишечки. Есть лошади, которым очень нравится решать задачи на взаимодействие, есть те, кому ближе тактильный контакт. Через эти особенности начинает выстраивается общение между человеком и лошадью, когда ты пытаешься найти подход к каждой конкретной лошадке. У них есть свои характеры и своя собственная иерархия.
Старые лошади в табуне всегда гоняют молодых. Когда Вереск встречает молодого пони, он этого пони может покусать или сказать ему: «Что это рядом с моей едой находишься, отойди-ка ты подальше!» А есть конь, который старше Вереска, и тогда Вереск уже не самый главный в табуне и такой: «Да, господин, я отойду от твоего сена, ты же старше на полгода». Когда старая тусовка встречает молодых лошадей, они тоже «воюют» друг с другом. Поэтому в случае покупки лошади важно подобрать ей правильную конюшню. У нас на конюшне старые лошади гуляют со старыми лошадьми, а молодые с молодыми, но когда они, не дай бог, пересекутся, могут быть разборки: «А, ты старый, я тебя побью!», «А, ты молодой, я тебя поем!»
До конца их иерархию никто не понимает, но примерное положение коня понятно. У Вереска не самая топовая позиция. В силу возраста и его спокойного от природы характера. Он не будет драться, у него есть ряд друзей, с которыми он хорошо взаимодействует, а те лошади, которые попытаются на него напасть, получат от него ногой под зад.
Почему с лошадьми до сих пор обращаются так жестоко?
Лошадь достаточно безропотное создание, она терпит до последнего. Лошадь всегда предупреждает, если ей что-то не нравится, но нужно понимать их язык. Терпеть она может до последнего. Конечно, лошади все разные, есть более своенравные, которые будут отставать свою точку зрения, а есть те, которые смирились. Мне кажется, оттого, что лошадь большая, человеческому самолюбию очень льстит тот факт, что он смог подчинить себе такое крупное животное. К тому же еще и красивое.
Исторически сложилось так, что лошадь всегда служила человеку. Стереотипы относительно лошадей выработаны веками. Есть люди, которые говорят: «Бог создал лошадь для того, чтобы возить человека». Сейчас в международном конном сообществе все ортопеды, и вообще все грамотные в этом отношении люди, говорят: верховая езда абсолютно точно вредит лошади. Но это приятное времяпрепровождение для человека. И еще это очень большой бизнес, ни для кого не секрет, что конный спорт считается престижным. Но, к сожалению, на 90 процентов его на своих плечах вывозит лошадь, а не человек.
Времена, когда лошадь помогала человеку выжить, прошли. Сейчас все это уже пережитки прошлого. Нам остается верить, что рано или поздно отношение к лошадям изменится. Мы видим какие-то микро-подвижки в эту сторону, потому что буквально 20 лет назад о гуманном отношении к лошадям речи вообще не шло. Но они пока минимальны.
Анна Михайлова
Тренер центра «Светозар»
Подарки для коня
Когда Вереск бегает галопом, у него очень смешно вылезает язык наружу, между зубами. Такое ощущение, что он пытается слизать свою соплю. Это выглядит очень смешно. У Вереска еще со времен работы в прокате остался круг людей, целая команда, которая любит его, считает самым лучшим конем. Они очень трепетно относятся к нему, приезжают с подарками, общаются с ним. Какие подарки можно дарить коню? Щетку, кондиционер, пакет морковки, что-то, что может пригодиться для ухода.
Насколько я знаю, в других странах отношение к лошадям более правильное, а в США есть истории с хорошими операциями и содержанием, которые позволяют продлить жизнь лошади до 40 лет. У нас в России обычно 25-26 лет — это уже край. Главная задача владельца пожилой лошади — сделать так, чтобы она жила как можно дольше. Это уже не история про то, как я хочу покататься на лошадке, это история про то, как мне сделать так, чтобы мой друг жил со мной столько, сколько сможет.
Еще у меня есть серия комиксов про Вереска, я начала рисовать их, как только его купила, там есть про всякие смешные истории, потому что он иногда очень забавно общается с людьми, эмоции и мимика у него невероятные.
Фотографии: Анна Кузнецова