Герои
Не багаж: животные-путешественники
Попросили людей, которые путешествовали со своими животными на машине, поезде и самолете, рассказать о том, как они готовили зверей к поездке, с какими сложностями сталкивались, и что нужно сделать для того, чтобы путешествовать с любимчиком стало приятнее и безопаснее.
Пес Кубик
Объездил практически всю Европу на автомобиле
Лариса: Кубик — йорк. Мы хотели небольшую собаку, потому что много путешествуем и знали, что собака станет дорожным компаньоном. Прежде чем посмотреть реального щенка, мы много читали, но в итоге, когда решились прийти к заводчику, Кубик выбрал нас сам. Он очень активный пес, путешествия обожает. Есть такое выражение: «За любую движуху, кроме голодовки» — это 100% про нашу собаку.
На путешествия с ним мы решились сразу, семья маленькая, оставить собаку просто негде. Услуги догситтеров в то время были не так развиты. Страхов перед путешествием была целая масса, в основном от незнания и непонимания процедур. Ни в одном источнике нет четких инструкций о том, какие именно документы нужны для въезда и выезда из страны. Например, нужно ли проходить медосмотр, чтобы вернуться из Европы в Россию?
У многих людей есть общее заблуждение насчет карантина. Нам везде говорили: «В Англию с собакой нельзя, карантин». А на самом деле можно, если правильно оформить документы. Еще одно опасение было связано с деньгами. Известно, что за догфрендли отели надо доплачивать, и казалось, что это будут баснословные деньги. Но на самом деле в Европе полно дешевых догфрендли отелей и хостелов.
Три года мы с Кубиком путешествовали на легковом авто, а в последний год — на автодоме. Этот вид путешествий выбрали не из-за собаки, мы так путешествуем уже больше 10 лет. Других вариантов никогда не рассматривали, хотя собака по весу вполне проходит в самолет, но для нас стиль Керуака и Vanlife ближе.
По-настоящему сложных ситуаций у нас никогда не возникало, здравая логика и упорство всегда выручали. Было лишь две неприятных истории, но и они закончились хорошо.
Первая была связана с клещом. Мы ездили в небольшой город Грац. Заселились там в недорогой мотель на окраине, вблизи деревьев и милого луга. Надо сказать, что клещи для нас — болезненная тема, есть печальный опыт в далеком прошлом с собакой родителей. Поэтому Кубик на таблетках и после каждой прогулки тщательно шерстится.
Так было и после прогулки по Грацу: ребенка помыли, причесали и тщательно проинспектировали. Но утром после звонка будильника Кубик подлез под руку, ожидая почесунчиков. И тут мы обнаружили на нем клеща! Достали наш экстренный список ветеринарных клиник и рванули объезжать их одну за другой. Выяснилось, что клиники не работают, потому что в этот день в Европе отмечают праздник, День Духов. Помыкавшись по клиникам, мы попросили помощи у прохожей, и она сконтактировала с ветеринаром.
Врач провела нам полный осмотр — послушала сердце, пощупала печень, измерила температуру и щипцами выкрутила клеща. Мы потребовали сделать анализ крови и показали на экране телефона слово «пироплазмоз». В ответ она округлила глаза и сказала, что в Австрии клещи — массовое явление из-за обилия лесов. Каждый день она снимает сотни жучков с собак, и еще ни одна не заболела недугом, над которым мы так трясемся. Это было почти два года назад. Все обошлось, пес вообще ничего не понял и давно все забыл.
Еще одна история случилась по дороге в Великобританию. Для того чтобы собаку не посадили в карантин, не ранее 24 и не позднее 120 часов до пересечения границы пес должен пройти осмотр врача и дегельминтизацию с отметкой в паспорте. У нас был Евросертификат, но этого оказалось недостаточно, поэтому в посадке на паром нам отказали. Хотя прежде мы уточняли у нашего регионального отдела Россельхознадзора, потребуется ли что-то дополнительное. Интернет в этом вопросе вообще не помог, потому как все в принципе твердили, что в Британию мы не попадем. Мы поменяли билеты на паром, сходили к ветеринару в Голландии и съездили в Йорк, на родину нашего четвероногого. Но это было до Брекзита, как обстоят дела с провозом собак сейчас, мы не знаем!
Собаку к путешествиям мы готовили с детства. Начинали с маленьких поездок, а теперь он спокойно может преодолеть в машине и 1000 км за день. Кубик всю дорогу дрыхнет. Мне кажется, путешествовать он обожает, потому что всегда сам залезает в машину. Единственное, что меня беспокоит, — безопасность собаки в машине во время движения, сейчас я его просто держу и стараюсь прикрепить к себе карабином, но полноценной системы безопасности я не нашла, хотя посмотрела тысячи краш-тестов продукции разных производителей.
Тем, кто собираются в путешествие с любимчиком, я бы посоветовала, во-первых, не бояться. Когда четыре года назад мы начали путешествовать, информации было очень мало. Теперь же есть где почитать и у кого спросить. Во-вторых, очень классно научить собаку какому-нибудь маленькому трюку. Обычно это помогает в сложных ситуациях. Например, если у вас собака побольше, и хозяин отеля или ресторана засомневается, пускать ли песика, — трюк точно вызовет улыбку. В-третьих, в путешествиях с собакой самое важное — все спланировать. Нужно заранее уточнить возможность заселения в отель с собакой, выбрать маршрут так, чтобы на пути были парки и догфрендли места, подготовить список круглосуточных ветеринарных клиник в городах, которые собираетесь посетить. По сути собака — тот же ребенок, только ее можно на несколько часов оставить в номере, если сильно вымотать на прогулке.
В России инфраструктура для путешествий с собакой пока что на начальном уровне. Вместе с ее развитием будет меняться и менталитет людей. Еще пару лет назад у нас в маленьком городе мы были чуть ли не единственные, кто убирал за собакой, а сейчас это делают многие, хотя специальных пакетов и урн не найти днем с огнем. То же самое и с догфрендли местами.
Спросите сейчас любого: «Можно ли пойти с собакой в музей?» Большинство сделает круглые глаза и покрутит пальцем у виска, но уверена через пару лет ситуация изменится.
Я считаю, что уже сейчас всем коммерческим компаниям нужно осознать тенденции рынка. Путешественник с собакой — потенциально более платежеспособен. И если эта тема будет чаще всплывать в СМИ, чаще освещаться блогерами, предприниматели поймут, что они теряют.
Кот Дублин
Регулярно путешествует на поезде «Лев Толстой» из Хельсинки в Москву и обратно
Мария: Лет шесть назад на дачу к друзьям моих родителей приблудилась беременная кошка. Когда родились котята, друзья стали их пристраивать, и мы с мамой и папой забрали двоих: кота и кошку. Я фанатка Джойса, поэтому зверей назвала Дублин и Нора. Поначалу путешествия с ними ограничивались поездками на дачу, но так сложилось, что вскоре мне пришлось уехать из России в Финляндию, и Дублина я забрала с собой. Формально процесс вывоза животного за рубеж весьма прозрачен: его нужно заранее чипировать и сделать прививки, а за несколько дней до отправления — свозить на осмотр в ветеринарную службу и получить специальное разрешение. Но на деле может случиться всякое.
Я толком не помню, как Дублин перенес свое первое большое путешествие: мы с мужем очень боялись, что допустили какую-нибудь ошибку в документах и придется либо возвращаться, либо как-то договариваться с пограничниками на месте. Поэтому были в полусомнамбулическом состоянии. Но в тот первый раз все прошло нормально, и уже через несколько месяцев, получив для кота европейский ветеринарный паспорт, мы решили, что, отправляясь навестить родственников в Москве, будем брать его с собой. С тех пор Дублин успел завоевать симпатию почти всех проводников на железнодорожном маршруте Хельсинки — Москва.
Собственно, нам очень повезло, что мы можем путешествовать именно на поезде. Дублин — тревожный кот, он боится резких звуков и скопления людей, поэтому в самолет я бы его брала только в самом крайнем случае. Зато в поезде он может не сидеть всю дорогу в переноске, найти для себя удобное место, поесть и даже сходить в туалет: мы берем с собой походный лоток. Ужасно интересно наблюдать за тем, как на подъезде к Москве кот завороженно смотрит в окно, периодически оборачиваясь на нас и как будто спрашивая: «Это что, моя родина? Да вы гоните!» Мы часто смеемся, что в нашей семье у кота уже есть европейский паспорт, а у нас пока только виды на жительство. Впрочем, по темпераменту Дублин совсем не финн: он громкий, приставучий и постоянно требует внимания.
Пожалуй, важно сказать, что нам приходится путешествовать только первым классом. По правилам поезда «Лев Толстой», который идет из Москвы в Хельсинки и обратно, пассажиры с животными должны бронировать купе целиком, чтобы не оказаться случайно в замкнутом пространстве с аллергиком или, например, с человеком, который боится собак. Да, это дорого, но мы очень любим Дублина и готовы платить за то, чтобы он был с нами в поездках.
Как ни странно, и у него, и у нас наибольший стресс вызывает не само путешествие, а дорога до вокзала. В отличие от поездов, машины и автобусы нашему коту не особенно нравятся, и от обиды он может описаться или даже, так сказать, сбросить балласт.
Пеленки, которыми мы обычно застилаем дно переноски, не всегда спасают. Один раз нам с мужем пришлось отмывать Дублина от мочи в комнате матери и ребенка в торговом центре за сорок минут до отхода поезда. Было весело! На самом деле нет.
Российским таможенникам как будто раз в полгода спускают новые требования, и они сами в них путаются.
На границе неприятные моменты тоже случаются. У финских таможенников есть четко отлаженная процедура пропуска животного в страну, а вот российским как будто раз в полгода спускают новые требования, и они сами в них путаются. Иногда нас просят заполнить таможенную декларацию на кота, иногда — нет. Пару раз требовали предоставить справки, которых не существует в природе. А однажды пытались найти в ветпаспорте отметку о прививке, которую котам не делают в принципе.
От необходимости мыть кошачий лоток в туалете качающегося поезда в четыре утра я, конечно, тоже не в восторге, но гораздо больше меня смущает тот факт, что время от времени нам приходится препираться с сотрудниками ветеринарного контроля и доказывать, что мы все делаем в рамках закона. Поэтому людям, которые собираются путешествовать с животным, я бы посоветовала не только обязательно подготовить все нужные документы, не надеясь на «авось», но и изучить законодательство, чтобы иметь возможность в случае чего на него сослаться.
Собака Базука
Летала на самолете в багажном отделении и ходила вместе с ребятами в десятидневный поход
Наташа: Базуку я забрала почти бесплатно в возрасте одного года из питомника, в котором провалили задачу своевременной социализации щенка. Взяла ее сразу как проблемную собаку с миссией спасти эту зашуганную лохушку, которая за все встречи ни разу ко мне ближе чем на пять метров не подошла. Сейчас, спустя полгода, трех кинологов и невероятного количества моей любви и труда, дела у нее намного лучше! Хотя она все еще в ссоре с моей соседкой, но мы втроем работаем над этим.
Через две недели после того как Базука оказалась у меня дома, мы с бойфрендом взяли ее с нами в поход. Перелет занимал три часа. Мысль о том, чтобы оставить собаку, которая никого, кроме нас, не любит, кому-то на передержку, пока мы десять дней будем ходить по заповедникам в горах, мне показалась неестественной.
Я приверженец доказательного подхода в медицине и стараюсь следовать ему же при принятии решений относительно моей собаки. Но так как далеко не все человеческие врачи в России знают, что это такое, что уж говорить о ветеринарах и кинологах. Какие только шаманские практики не советуют для подготовки собаки к полету: таблетки на травах, настойки пиона, собачий фенибут. В англоязычных источниках упоминают ксанакс и другую психофарму, но мы решили не жестить и не ездить за закладкой ради сомнительной пользы для собаки. Было принято волевое решение приучить Базуку к переноске, хорошо с ней погулять перед полетом и везти собачку drug-free.
Я волновалась все время с того момента, как мы оставили Базуку в грузовом лифте, и до того момента, как нам ее вернули в аэропорту назначения. Сначала наш рейс задержали на три часа. Я ходила и доставала сотрудников аэропорта, драматично спрашивая, где моя собака, в тепле ли она, могу ли я ее увидеть? Мне отвечали, что нет, не могу. В полете я донимала стюардесс: «Включено ли отопление в багажном отделении? Точно?» Могу сказать, что в рамках существующих правил все сотрудники вели себя вполне понимающе.
Я думаю, что Базука спокойно спала в переноске весь полет, но ей, как социофобке, было страшно, когда ее переноску носили и везли какие-то незнакомые люди.
При прибытии нам вернули ее всю обосраную, не знаю, как выдержали грузчики, но воняло от нее за пару метров невыносимо. Вся клетка была измазана говном так, как будто она пыталась написать на стенах «помогите». Нам было ужасно стремно, жалко ее и немного смешно. Мы начали очень эмоционально реагировать, сотрудница аэропорта это увидела, пожалела нас и подсказала, что мы можем пойти в комнату матери и ребенка и привести собаку в порядок. Там мы минут сорок как могли мыли в раковине Базуку и оттирали переноску влажными салфетками и туалетной бумагой. Завершающим аккордом было то, что на выходе из комнаты мы встретили реальных мать и ребенка, и первая нас отчитала, не стесняясь в выражениях, отчего нам стало еще и стыдно.
В самом походе мы были в дикой природе, поэтому никаких проблем с ней у нас не возникло. Единственное, в первую ночь Базука замерзла и забралась к нам в спальник, из-за этого инструкторы расстроились и попросили сдать спальник в химчистку. Вообще, есть специальные спальники и походные коврики для собак, но стоят они дороговато.
Я верю, что будущее за скоростными поездами, я бы с большим удовольствием передвигалась с Базукой по железной дороге, но там условия провоза животных куда суровее для бюджета.
Сейчас можно облегчить мучения людей и животных, если немного поменять то, что происходит до посадки в самолет. Однажды мы везли в тур гитару, и так как это хрупкий груз, нам сказали, что мы можем пронести ее с собой через зону досмотра вплоть до трапа самолета. Там мы передали ее грузчикам, и ее погрузили в последнюю очередь в багажное отделение. Отдали нам ее прямо на выходе из самолета. То же самое делают с креслами-колясками.
Думаю, аналогичный подход к перевозке животного сильно сократил бы общее время его нахождения вдали от хозяина, и у животного было бы гораздо меньше стресса. При этом такие действия не будут создавать проблем с безопасностью или неудобств для пассажиров самолета.
Фотографии предоставлены героями.